Рынок элитной недвижимости традиционно консервативен, и любое новшество на нем становится значимым событием. В 2024 году наметились сразу пять новых трендов в этом сегменте.
Покупатели выбирают новостройки
В начале 2024 года растёт спрос на первичное элитное жилье. В январе-апреле 2024 года в этом сегменте заключено 148 договоров долевого участия (ДДУ), что в два раза больше, чем в аналогичный период 2023 года. Застройщики элитного жилья сейчас очень активно конкурируют за покупателя. В результате на рынке появился целый ряд объектов мирового уровня, многие из которых могут стать современными достопримечательностями столицы. В то же время наблюдается дефицит предложения вторичного элитного жилья, особенно качественных вариантов. Это обстоятельство дополнительно стимулирует клиентов выбирать новостройки.
Продавцы элитного жилья опасаются санкций
Все чаще продавцы стали запрашивать у покупателей информацию о происхождении денег. Основной вопрос в том, находится ли покупатель под санкциями. «Если клиент напрямую или даже косвенно относится к санкционному списку, продавцы более скрупулезно стараются оценить все риски при применении средств за границей, – отмечает Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум». – Уже есть прецеденты с отказами от сделок. Это касается в первую очередь тех клиентов, которые собираются использовать свои деньги вне России. Впрочем, за последние полтора года их количество существенно сократилось».
Покупатели элитного жилья избавляются от валюты
В 2024 году клиенты элитного рынка отказываются от валютных накоплений, предпочитая вкладывать средства в ликвидные активы. До сих пор есть покупатели, которые хранят деньги в наличной валюте и ожидают улучшения социально-экономического положения, но их число уменьшается, ведь выгодно реализовать валюту стало почти невозможно. Между тем продавцы прекращают номинировать цены на объекты в долларах и евро.
«Проценты по валютным депозитам предельно низкие, а обменять доллары и евро по текущему курсу очень проблематично, – комментирует Анна Раджабова. – Черный рынок не способствует разрешению проблемы, потому что такие операции уголовно наказуемы. К тому же спекулянты устанавливают экстремальные ставки. Прогнозы о серьезных валютных колебаниях не подтвердились, поэтому многие захотели избавиться от своих валютных сбережений. Покупатели конвертируют их в рубли и приобретают ликвидное жилье, чтобы надежно сохранить капитал».
Растет число сделок с медийными личностями
В последние годы у крупнейших блогеров выросли доходы. Теперь они могут позволить себе не только дорогую аренду, но и покупку элитного жилья. Это медийные личности, которые твердо решили связать себя с отечественной аудиторией и исправно платят налоги, поэтому не испытывают проблем с законом. Очевиден прирост активности со стороны этой аудитории, хотя такие сделки пока остаются единичными на фоне рынка в целом, ведь все-таки чаще элитные квартиры и апартаменты покупают бизнесмены, топ-менеджеры, крупные государственные деятели.
«В то же время на фоне текущей геополитической обстановки блогеры реже выставляют напоказ свою “сытую жизнь”, – рассказывает Анна Раджабова. – Остальные клиенты элитного рынка двойственно относятся к потенциальным соседям-блогерам. С одной стороны, с их помощью проще решать сложности с управляющими компаниями, которые периодически возникают даже в элитном сегменте. С другой, не всем собственникам приятен создаваемый медийными персонами общественный резонанс».
Покупателей квартир с отделкой включают в листы ожидания
Самым востребованным продуктом на элитном рынке сегодня являются квартиры с ремонтом. В некоторых комплексах даже формируются листы ожидания, несмотря на то что готовый ремонт увеличивает стоимость помещения на 40-50%. Спрос намного превышает предложение. Большинство покупателей интересуют современные проекты с выразительной архитектурой и дизайнерским ремонтом.
«“Вкладываться в мечту”, покупая строящееся жилье, готовы те, у кого нет необходимости срочного въезда в новую квартиру, – говорит Анна Раджабова. – Застройщики на этом фоне конкурируют за притязательного покупателя. Этому способствует то, что многие клиенты сегодня «заперты» в России и вынуждены вкладывать средства в отечественные активы, а не инвестировать их за рубежом. Как результат, на первичном рынке появляются проекты с беспрецедентными концепциями, включающими эксклюзивные варианты отделки».
«Метриум» – риелторская и консалтинговая компания, чья деятельность сосредоточена на рынке жилой недвижимости Московского региона. Компания создана в 2012 году Марией Литинецкой и Наталией Тихоновской – ведущими экспертами рынка недвижимости, обладающими богатым практическим опытом.
«Метриум» – лидер продаж на рынке новостроек. Портфель насчитывает 170 проектов общей площадью 7,8 млн кв. м. За 11 лет деятельности компании с 2012 года брокерами продано 2,5 млн кв. м жилья, почти 50 тысяч клиентов стали обладателями квартир и апартаментов.
«Метриум» – один из ведущих консультантов в сегменте жилой недвижимости. Эксперты компании ежегодно выполняют порядка 50 уникальных исследований, включая разработку концепций проектов. Уникальный опыт позволяет «Метриум» успешно работать с супер-крупными проектами развития территорий до 500 га. Проекты по концепциям, разработанным специалистами «Метриум», построены не только в Московском регионе, их география охватывает всю страну – от Владивостока до Санкт-Петербурга.
Компания «Метриум» стала «Лучшим консультантом года» в жилой недвижимости (2019, 2021 гг.) и «Лучшим агентством года» на первичном рынке (2023 г.) по версии премии ProEstate & TOBY Awards. В 2018 году – «Лучшим консультантом» по версии международной премии European Property Awards. В 2021, 2018, 2017 и 2016 году признана «Риелтором года» по версии престижной премии Urban Awards. В 2016 году – Риелтором №1 (лидер продаж) по итогам голосования премии «Рекорды рынка недвижимости». В 2023 году – лучшим брокером жилой недвижимости по версии федеральной премии «RЕПУТАЦИЯ».