Опытные игроки рынка недвижимости дали свою оценку спроса и предложения московских офисов, поделились итогами 2023 года и сделали прогнозы для инвесторов.
12 октября в пространстве Multispace Динамо состоялась 6-я BC & Effective Office Conference. Две сессии объединили представителей ведущих столичных девелоперов, инвесторов, компаний-консультантов, а также операторов сервисных офисов.
Среди ключевых аспектов, формирующих контекст и эволюционные векторы рынка, эксперты назвали заметный рост вложений в коммерческую недвижимость и дефицит новых качественных площадей в границах ТТК.
Участники дискуссии единодушно отметили интерес и рост требований конечных пользователей. Прорыв в развитии продукта, по мнению директора по девелопменту MR Group Александра Сурменева, определил весь 2023 год: «Был сделан колоссальный рывок в области интеллектуализации зданий. От современных офисов покупатели хотят получить максимум преимуществ — и расположения, и технологий».
Спрос на объекты класса «А» иллюстрируют темпы реализации деловых небоскребов iCITY, составившие на начало сентября 106 тыс. кв. метров (76% площадей). Растущая стоимость квадратного метра — с 260 тыс. рублей до 585 тыс. рублей, обеспечивает объем инвестиционных сделок – порядка 70%. Квартальные объемы продаж в 3-5 тыс. кв. метров, еще не так давно рекордные, стали стабильным показателем.
Удорожание предложения не меняет географию сделок. Резиденты высококлассных объектов не готовы покидать границы деловых районов «старой» Москвы. По наблюдениям экспертов, в течение года были заняты практически все освобожденные иностранными компаниями офисы. При дефиците предложений арендаторов не пугают и площади, проданные в нарезку, при условии их качественного управления. Причем, для крупных объектов обязательным пунктом тендеров обещает стать управление по BIM.
Участники конференции коснулись и перспектив развития больших площадок в центре, интересных для размещения штаб-квартир. Александр Сурменев отметил, что повышенным спросом как в iCITY, так и в новом премиальном городском квартале Slava пользуются лоты на целые этажи — от 1,8 тыс. кв. метров. Продажи в деловом центре класса «А» в составе Slava стартовали в начале октября. Строительство ведется в районе Белорусской площади, на территории бывшего завода «Слава», а общая площадь трех башен составит 144 тыс. кв. метров. Проект реализуют компания MR Group и управляющий партнер ООО «ПроГород» (ВЭБ.РФ).
Конференция завершилась блиц-опросом экспертов об ожиданиях и точках внимания в 2024 году. На ценообразование продолжат влиять рост себестоимости и валютная составляющая проектов. «Грамотная работа ЦБ с ключевой ставкой и курсом национальной валюты, а также улучшение логистических цепочек позволят девелоперам чувствовать больше уверенности, строить проще и с меньшими рисками», — резюмировал директор по девелопменту MR Group Александр Сурменев.
О проекте SLAVA
Проект SLAVA станет частью масштабного обновления района площади Тверской Заставы. На территории более 5 га, на месте бывшего часового завода «Слава». В основе проекта - концепция Pocket City или «Карманный город», когда у резидентов все необходимое для жизни, работы, отдыха, развития и образования есть в 5-минутной доступности. Изюминкой проекта станет строительство общественного пространства «Хронограф» и пешеходного моста над железной дорогой, который соединит Тверской и Беговой районы Москвы. Полностью квартал введут в эксплуатацию в IV квартале 2027 года.
ООО «ПроГород» — компания в контуре государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, созданная для реализации комплексных проектов освоения территории. Ключевые направления деятельности ООО «ПроГород» нацелены на развитие городской среды и улучшение качества жизни людей в регионах России.
О компании MR Group
MR Group успешно работает на российском рынке с 2003 года и является одной из крупнейших компаний по объему продаж и строительству жилой и коммерческой недвижимости в России. Входит в число лидеров рынка по уровню цифровизации и инноваций в своих проектах, активно развивает направления трейд-ин и ЗПИФ.
Портфель компании — это 52 объекта общей площадью 9,5 млн кв. м в Москве, Московской области и Сочи. Пo итогам 2022 года на разных стадиях реализации находится 13 проектов жилой и коммерческой недвижимости площадью более 1 млн 600 тыс. кв. м.
Компания активно развивает направление элитной недвижимости — MR Private. Среди проектов: бутик-отель Stella di Mosca & Residences Moscow на Большой Никитской улице, клубный дом «Абрикосов» в районе Чистых прудов. Каждый проект MR Private — это синергия роскоши и комфорта рядом со знаковыми объектами истории и культуры.
В настоящее время на различных стадиях реализации находятся: штаб-квартира Яндекс, знаковые деловые небоскребы iCITY, жилые комплексы MOD, City Bay, «Фили Сити», «Селигер Сити», «Метрополия», Hide, Symphony 34, «Эко Видное 2.0», SLAVA, «Павелецкая Сити»*, Noble и Famous, и др.
MR Group активно поддерживает культурные институции и значимые социальные события. По итогам 2022 года компания приняла участие в 11 масштабных культурных проектах, в том числе объявила о совместной коллаборации с Большим театром. В первом квартале 2023 года в список партнеров вошли Театр на Бронной и Галерея Люмьер.
Компания входит в ТОП-3 девелоперов Московского региона по версии РБК, в ТОП-7 крупнейших застройщиков России по версии аналитического агентства Infoline и Национального объединения застройщиков жилья, третье место в рейтинге уверенности застройщиков в Москве, а также занимает 7 место в ТОП-20 застройщиков России по совокупной стоимости жилья, выставленного на продажу, по версии Forbes и Urban Awards.
* реализуется совместно с Level Group